9:23 PM
Гудзонский Ястреб

Когда американцам нужно взорвать астероид, спасти Пятый элемент, освободить захваченный небоскреб или договориться с мальчиком, который видит мертвых, они обращаются к Брюсу Уиллису. Двадцать лет подряд актер играет настоящих героев, и он не намерен сбавлять обороты. Теперь он вернулся к роли, некогда сделавшей его суперзвездой. В прокат выходит «Крепкий орешек 4.0», в котором персонажу Уиллиса предстоит сразиться с бандой хакеров-террористов!

 
Герой со страхом и упреком

Сейчас трудно представить себе, что два десятилетия назад Брюс Уиллис не считался штатным голливудским спасителем мира. Мало того, роль в первом «Крепком орешке» стала для актера выходом далеко за пределы его тогдашнего амплуа. Назначение Уиллиса на ведущую экшен-роль удивило многих голливудцев, и если вспомнить киногероев первой половины 1980-х, сразу станет ясно почему.

В 1970-е героем боевика мог стать кто угодно – от чернокожей медсестры Коффи в одноименном фильме до трусоватого ученого в «Соломенных псах» Сэма Пекинпа. Но когда «Звездные войны» переписали историю кинематографа, в моду вернулись традиционные мифологические персонажи: великие воины, избранники судьбы и люди, с детских лет готовившиеся к сражениям. В общем, «иные», ничуть не похожие на зрителей, завороженно наблюдавших за похождениями своих кумиров.

Конечно, не все экшены того времени лепились из одного теста, но если мы вспомним «Конана», «Терминатора», «Хищника», второго «Рэмбо», фильмы о ниндзя (о которых мы недавно писали в связи с выходом новых «Черепашек ниндзя»), то увидим схожий набор шаблонов. Кинематографисты демонстрировали не постепенное превращение обывателя в героического убийцу, а подвиги воина, привычного к смерти.

При таком подходе сюжет отходил на второй план: сценаристу достаточно было лишь дать главному герою повод устроить кровавую баню. Соответственно, от исполнителей ключевых ролей требовались не столько актерские способности, сколько харизма, внушительная внешность и приличная «физика». Если в 1970-е звездой стал актер вроде Дастина Хоффмана, ничуть не похожий на стандартного киногероя, то в 1980-е в кумиры публики попал Арнольд Шварценеггер, говорящий с акцентом, но обладающий объемными мышцами.

«Крепкий орешек» поначалу не планировался как исключение из правил. Начинающий режиссер Джон Мактирнан собирался второй раз после «Хищника» поработать вместе со Шварценеггером. Но актеру помешала занятость в других проектах, и роль предложили сначала Сталлоне, а затем Берту Рейнольдсу и Ричарду Гиру. Брюс Уиллис был последней надеждой.

В основу картины положена книга Родерика Торпа, который в молодости работал частным детективом, а затем начал писать криминальные романы. Изданный в 1979 году роман «Ничто не вечно» был продолжением книги «Детектив», экранизированной еще в 1968 году. Главную роль в том фильме играл Фрэнк Синатра, но картина оказалась не настолько успешной, чтобы создатели «Крепкого орешка» задумались об ее сиквеле. Новая лента снималась как совершенно самостоятельное произведение,и оригинал существенно переработали. Сценаристы Джеб Стюарт («48 часов») и Стивен де Суза («48 часов», «Бегущий человек», «Коммандо») даже переименовали главного героя из Джо Лиланда в Джона Макклейна.

В своей книге Торп соединил три популярные в 1970-е темы. Во-первых, в романе шла речь о жестком нью-йоркском копе, готовом действовать без оглядки на начальство. Во-вторых, действие развивалось в небоскребе, который для большинства персонажей превратился в огромную ловушку. Нетрудно вспомнить популярнейший фильм-катастрофу 1974 года «Ад в поднебесье», рассматривавший схожую ситуацию. В-третьих, противниками главного героя стали немецкие террористы, а в то время у всех на слуху были «подвиги» радикалов из группировки Rote Armee Fraktion («Отряд Красной Армии»). Хотя пик активности RAF пришелся на конец 1970-х, в середине 1980-х социалисты-террористы все еще появлялись на страницах газет.

Фильмы-катастрофы к моменту съемок «Крепкого орешка» отчасти вышли из моды, и об их существовании стоило напомнить. Что же касается жестких полицейских, то они оставались актуальными персонажами со времен «Грязного Гарри». Так что за время, прошедшее между выходом книги «Ничто не вечно» и созданием «Крепкого орешка», сюжет не превратился в ископаемую окаменелость.

Для Брюса Уиллиса роль в «Орешке» была второй карьерной удачей после получения работы в сериале «Детективное агентство “Лунный свет”». В 1985-м он выиграл кастинг у почти трех тысяч исполнителей, хотя даже ведущая звезда сериала Сибилл Шепард надеялась сыграть с совсем другим человеком. «Детективное агентство» продемонстрировало всей Америке мужское обаяние Уиллиса и его комедийный дар. Но, как уже говорилось, от киногероев в то время требовались совсем иные качества.

Раз найти «настоящую» экшензвезду не удалось, продюсер Джоэл Силвер решил сыграть на образе привлекательного неудачника-мачо, который так шел Уиллису. Сценарий изменили, чтобы постоянно подчеркивать, как мало возможностей у главного героя и насколько он уязвим. Тем выигрышнее смотрелись его подвиги, когда он голыми руками и ногами (в начале фильма Джон МакКлейн снимает обувь) расправлялся с до зубов вооруженными и отлично организованными террористами.

В книге Джо Лиланд спасал из небоскреба свою взрослую дочь, но у 30-летнего Уиллиса взрослой дочери быть не могло, поэтому главную героиню превратили в жену ведущего персонажа. Заодно лишний раз продемонстрировали «лузерство» Макклейна, который при всей своей мужественности не может удержать любимую женщину.

Роль Холли Дженнеро-Макклейн получила Бонни Беделиа, тетя Маколея Калкина. Интересно, что ее недавней работой стала роль капитана полиции в сериале «Женская бригада», причем образ Кейтлин Маккаферти многим напоминает образ Джона Макклейна.

Главную «злодейскую» роль в «Орешке» получил Алан Рикман, в то время известный лишь в Британии театральный актер. Он очень понравился создателям фильма в спектакле «Опасные связи», и они решили, что Рикман справится и с образом террориста Ганса Грубера. Не был немцем и исполнитель роли первого помощника Грубера советский танцовщик Александр Годунов, который в 1979 году предал Большой театр и страну и получил в Америке политическое убежище.

Когда в 1988 году «Крепкий орешек» вышел на экраны, на постерах было только изображение небоскреба. Продюсеры не хотели, чтобы на фильм явились поклонники Уиллиса, ожидающие чего-то вроде «Детективного агентства “Лунный свет”». Но вскоре постеры пришлось менять: всем стало ясно, что у актера появились совершенно новые фанаты, желающие видеть его в образе небритого спасителя мира. В США картина собрала 80 миллионов долларов, а мировой прокат дал еще 56 миллионов.

Фильм отнюдь не установил рекорд («Рэмбо 2» в 1985-м заработал 300 миллионов), но его выход знаменовал появление на американских экранах нового типа героя. Он выглядит так, будто его мучает жестокое похмелье, но даже в таком состоянии способен расправиться с любой сволочью. Зрителям понравился веселый и «человечный» персонаж вместо мускулистой статуи, хотя с мускулами у Макклейна тоже все было в порядке.

Разумеется, «Крепкий орешек» обязан своим успехом не только Уиллису. У ленты напряженный и непредсказуемый сюжет, восхитительные эффекты, впечатляющие злодеи. Но в первую очередь запоминался все-таки Джон Макклейн.

 
Спаситель мира

Когда Брюс Уиллис выторговал себе за «Орешек» солидный гонорар в 5 миллионов долларов, он исходил из того, что в случае провала вновь будет мыкаться по сериалам и ролям второго плана, а потому лишние деньги придутся очень кстати. Но его страхи оказались беспочвенными. Карьера актера резко пошла на взлет. Особенно после того, как в 1990-м Уиллис появился на экране во втором «Крепком орешке». Как и первая картина, сиквел основан на полицейском романе, правда, никак не связанном с книгой Торпа. Роман «58 минут» написал в 1987 году Уолтер Уэйджер, известный по книжным версиям сериалов «Я – шпион» и «Миссия невыполнима». Сценарий второго «Орешка» Стивен де Суза писал в соавторстве с дебютантом Дагом Ричардсоном (будущим создателем «Плохих парней»), а ставил картину Ренни Харлин, только что снявший четвертую серию «Кошмара на улице Вязов».

В отличие от первой ленты, сиквел оказался гораздо более суетливым и заметно менее логичным. Хотя многие считали сюжетную внятность едва ли не главным достоинством первого «Орешка», сценарные проблемы второй части не помешали ей заработать в мировом прокате 237 миллионов долларов. Главными виновниками успеха стали харизма Уиллиса и постановочный размах Харлина, превратившего ленту в настоящее адреналиновое шоу.

Если между первым и вторым «Орешком» прошло два года, то третью часть пришлось ждать пять лет. За это время Уиллис успел сыграть в «Гудзонском ястребе», «Последнем бойскауте» и «Криминальном чтиве», а Джон Мактирнан – провалить американский прокат «Последнего киногероя». Публике не понравились постмодернистские игры с экранной мифологией, и потому Мактирнану кровь из носу надо было поставить успешный боевик. Второй сиквел «Орешка» подвернулся как нельзя кстати.

 
Если Мактирнан в проект вернулся, то Стивен де Суза его покинул. Сценаристом картины стал Джонатан Хенсли (будущий автор «Армагеддона»). Также в третьей части не засветилась Бонни Беделиа, зато к проекту подключились два новых актера. Сэмюэль Л. Джексон сыграл помощника Макклейна, а Джереми Айронс – жаждущего мести и денег брата Ганса Грубера, погибшего в первой серии. «Свежие силы» и нарастающая слава Уиллиса помогли картине обойти в прокате две первые части. «Крепкий орешек 3» заработал 100 миллионов в Америке и 254 миллиона в других странах. Редкий случай в истории блокбастеров – обычно третья часть зарабатывает заметно больше первых, только если они были «независимыми» малобюджетками. После выхода в 1995 году «Крепкого орешка 3» в карьере Уиллиса начался самый звездный период: «Двенадцать обезьян», «Пятый элемент», «Шакал», «Армагеддон», «Шестое чувство», «Девять ярдов»… Как нистранно, в 40 лет героический неудачник у Уиллиса получался правдоподобнее, чем в те времена, когда у звезды еще были волосы на голове.

Однако в последние годы Брюс начал сдавать. Он продолжал постоянно сниматься, но его фильмы уже не приносили таких доходов, как раньше. Например, вышедший в прошлом году триллер «16 кварталов», поставленный режиссером «Смертельного оружия» Ричардом Доннером,заработал в Америке 36 миллионов, а в мировом прокате – 64 миллиона. Очень скромное достижение, учитывая, что лента сделана в коронном для обоих создателей жанре и обошлась в 55 миллионов.

Когда ранее популярный актер предчувствует скорый выход в тираж, он вспоминает о звездных ролях и ударяется в сиквелы. Так что нет ничего странного в том, что Уиллис после долгих сомнений решился сыграть в четвертой части «Крепкого орешка».

 
С пистолетом наголо

С типичной для голливудца непоследовательностью Уиллис не раз менял «показания» по поводу выхода четвертой части. Так, после выхода «Армагеддона» он твердо заявил, что больше не хочет спасать мир и играть роли в стиле «Орешка», а уже в 2001-м Уиллис с воодушевлением рассказывал журналистам сюжет ленты «Слезы Солнца», которая изначально задумывалась как сиквел «Крепкого орешка» (под девизом «Макклейн в Африке»). Когда случилась трагедия 11 сентября 2001 года, многие зрители новостей не верили в происходящее и надеялись, что это реклама нового боевика, в финале которого Брюс Уиллис всех спасет. Но никто никого не спас, и продюсерам стало ясно, что с картинами о борьбе с терроризмом надо на время завязать. Слишком уж разительным был контраст между ними и прискорбной реальностью. В первую очередь на полку отправились все наработки к новому сиквелу «Крепкого орешка».

Год спустя продюсеры и Уиллис решили, что «Орешек» можно снимать с полки, но картину не запустили ни в 2002-м, ни в 2003-м (когда вышли «Слезы Солнца»), ни в 2004-м. Мешало отсутствие приличного сценария и достойного режиссера. Лишь в 2005-м стало известно, что фильм все-таки появится и называться он будет «Крепкий орешек 4.0». Сценарий взяли на себя уже упоминавшийся Даг Ричардсон (кроме прочего, сценарист уиллисовской ленты 2005 года «Заложник») и автор «Другого» Марк Бомбак. Они решили выстроить сюжет вокруг борьбы Макклейна с хакерами террористами, взяв за основу неэкранизированный сценарий «Третья мировая война.com»,изначально никак не связанный с «Орешками».

С самого начала было известно, что в картине не появится жена главного героя, но зато засветится кто-то из его теперь уже взрослых детей. Поначалу ходили слухи, что Джастин Тимберлейк сыграет Джона-младшего и, возможно, выступит в качестве напарника главного героя. Однако в итоге выяснилось, что в фильме будет участвовать дочь МакКлейна Люси, сыгранная Мэри Элизабет Уинстед («Пункт назначения 3»).
 

Когда весной прошлого года ставить ленту согласился режиссер «Другого мира» Лен Уайзман, кастинг пошел бодрее. Роль главного злодея – главаря банды хакеров, планирующего отключить все компьютерные системы Америки, – взял на себя Тимоти Олифант («Крик 2», «Порнососедка»), а в его помощницы записалась Мэгги Кью («Обнаженное оружие», «Миссия: невыполнима 3») – актриса американо-вьетнамского происхождения, которая работает как в Голливуде, так и в Гонконге. Поскольку Макклейн ничего не понимает в компьютерах (он же старомодный полицейский!), сценаристы выдали ему в напарники молодого хакера Мэтта. На эту роль пригласили Джастина Лонга, который много снимается в кино, но преимущественно известен по серии рекламных роликов компании Apple «Mac и PC». Лонг в этих роликах изображает «Макинтош».

Действие первого «Орешка» развивалось в Лос-Анджелесе, второго – в Вашингтоне, а третьего – в Нью-Йорке. В четвертой части сценаристы решили нарушить традицию всякий раз переезжать в новый город, и потому сюжет вновь вернулся в Вашингтон. Впрочем, съемки проходили не только в столице США. Авторы картины сначала на неделю заблокировали несколько дорог в Балтиморе и лишь затем уехали работать в Вашингтон и канадский Ванкувер – традиционное место съемок для голливудских киношников, желающих сэкономить на дорогих американских сотрудниках. Также съемки проходили в Лос-Анджелесе и в штате Огайо.

Итак, «Крепкий орешек» наконец-то выходит на экраны, но опыт последних сиквелов давнишних киносериалов не позволяет надеяться на шедевр. В плюсах у картины неувядающий Брюс Уиллис, в минусах – Уайзман и Бомбак, пока что не показавшие себя мастерами супер блокбастеров. Впрочем, у них есть шанс исправиться: хотелось бы увидеть в картине работу над ошибками «Другого» и «Другого мира 2». По крайней мере, трейлеры у фильма весьма эффектные, и это радует.

Борис Иванов

 
ДВОЙНОЕ НАЗВАНИЕ

Нам четвертый «Крепкий орешек» известен под названием «Die Hard 4.0», однако в Америке фильм называется «Live Free or Die Hard» («Живи свободным или умри в мучениях»). Голливудские продюсеры решили, что за пределами США зрители не поймут каламбур, связывающий название сериала с девизом штата Нью-Гемпшир «Живи свободным или умри». Эту фразу позаимствовали из письма генерала Джона Старка, одного из героев американской войны за независимость.

КИНО И ЖИЗНЬ

В ранней версии сценария четвертого «Крепкого орешка» предусматривалась эффектная сцена затопления порта Нового Орлеана. Но пока фильм находился в производстве, на страну обрушился ураган «Катрина», сделавший именно то, что собирались устроить киношники. Сценарий пришлось срочно переписывать, чтобы не напоминать американцам о катастрофе.
  

Когда на DVD: Компания XX Век Фокс планирует выпустить Крепкого орешка 4.0 на DVD в конце июля этого года, 26 числа. А вот какой-либо дополнительной информации относительно бонусной части диска на данный момент, к нашему большому сожалению, нет.

Категория: Брюс Уиллис | Просмотров: 1858 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]